Пришел Спас — всему час.

Картинка 39 из 3459

В августе  приходят самые любимые летние церковные праздники — Спасы. Три праздника в честь Спасителя.  Всего их три — 14 августа — Медовый Спас, 19 августа — Яблочный Спас, 29 августа — Ореховый Спас.

 

  По народному выражению: первый Спас14 августа«на воде»; второй19 августа, «на горе»; третий29 августа, «на полотне».  

                                                                                                  

 

                                                                                                  Медовый Спас

14 августа — Первый Спас, Макавей, Лакомка или, как его еще называют – Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу.

  

  19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Однажды, гласит Евангелие, Ииисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: ‘Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте’. То был голос Бога Отца

 

Что и почему освящают на праздник Преображения

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай — священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23, 19); Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч. 3, 9).

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1).

Обычаи праздника Преображения

Праздник Преображения в народе называется «Спас второй». Как раз в это время в садах и на огородах поспевают многие фрукты и овощи, на полях заканчивается жатва. Наши предки, призывавшие на все свои дела благословение Божие, призывали его и на земные плоды. В праздник Преображения все дары приносились в церковь для освящения и только после этого хлеб, фрукты и овощи нового урожая начинали употреблять в пищу. В этот же праздник владельцы полей являлись в храм с колосьями и семенами нового хлеба, над которыми совершались молитва и окропление святою водою, эти семена потом сберегались к началу посевов.

Кроме того, к празднику Преображения в старину приурочивался особенный обряд засевания полей. По просьбе хозяев на поле приходил священник со святыми иконами и окроплял вспаханную землю святой водой, причем обыкновенно один из хозяев бросал на освященные места хлебные зерна. Обряд этот, таким образом, служил началом засева. Нельзя еще не заметить, что в старину в день Преображения Господня было обыкновение наделять бедных и неимущих плодами земли.

Причем обряд этот соблюдался так строго, что если кто отказывался исполнить это доброе дело, того считали человеком, недостойным братского общения. О таких людях говорили: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав), к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как Его творение.

В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в некоторых районах России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас.

Когда-то на Преображение в Петербурге появлялись многочисленные базары, где торговали яблоками, грушами, сотовым медом (ведь всего за несколько дней до этого, 14 августа по новому стилю, празднуется так называемый Медовый спас, когда освящается новый мед); такой базар проходил, например, у Спасо-Преображенского собора и рядом с другими храмами. Однако все-таки не следует забывать, что основной смысл этого дня вовсе не в яблоках.

В этот великий праздник Преображение Господне, в народе, существует множество пословиц, примет, присловий: «А пришел Спас — всему час: плоды зреют», «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Второй Спас — шубу припас», «На второй Спас бери голицы про запас», «Со второго Спаса засевай озими», «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году», «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее».

Ореховый Спас

29 августа — третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый — потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С ‘холщовым’ дело обстоит немного сложнее  О нем мы расскажем позже.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s